Понятие цифровизации
Начало любого исследования требует формулировки основных понятий. Это позволяет не только исследователям, но и читателям говорить на одном языке. Однако в социальных науках определение понятий всегда осложняется многогранностью изучаемых социальных явлений, которым практически невозможно дать консенсусные теоретические определения, включающее все их нюансы и особенности, проявляемые на практике. В нашем исследовании цифровизации НКО мы также столкнулись с необходимостью сформулировать определение понятия «цифровизация». Мы подошли к решению этой задачи с двух сторон — систематизировали литературу об определении понятия цифровизация и выявили типы интерпретаций данного понятия самими НКО. Это позволило понять, как с теоретической точки зрения формулируется определение цифровизации, и в какой мере такое определение соответствует текущему пониманию в российской некоммерческой среде.

Что такое цифровизация в теории?

Gartner Glossary выделяет три взаимосвязанных понятия, относящихся к цифровизации:
digitization — оцифровка — «процесс перехода от аналоговой формы к цифровой» (например, переход от сбора данных «на бумаге» к работе в Excel)
digitalization — цифровизация — «использование цифровых технологий для изменения бизнес-модели и предоставления новых возможностей для получения доходов и создания ценности; это процесс перехода к цифровому бизнесу»
digital transformation — цифровая трансформация — «может относиться ко всему, от IT модернизации (например, облачных вычислений) до цифровой оптимизации и изобретения новых цифровых бизнес-моделей»
Данными тремя понятиями принято обозначать три этапа в эволюции цифровой среды. Так, в исследовательских работах, посвященных осмыслению массового использования компьютеров в XX веке, говорится о первом этапе, «оцифровке», как о «процессе перевода аналоговой информации в цифровую форму». Позднее, с развитием отдельных цифровых технологий, исследователи стали предлагать другое определение. Оно предполагало переход от понятия «оцифровки» к более сложному процессу «цифровизации» как «социотехнического процесса применения цифровых технологий в более широком социальном и институциональном контексте». Масштабирование данных процессов и их глобальное проникновение во всех сферы жизни сделало необходимым поиск нового определения. Таковым стала «цифровая трансформация», понимаемая как «процесс реструктуризации экономики, институтов и общества на системном уровне… и адаптация к требованиям цифровой экономики».
Процессы цифровизации и цифровой трансформации начались в бизнес-среде и сфере государственного управления и лишь потом, с определенным временным лагом и меньшим масштабом, дошли и до некоммерческого сектора. Академические исследования, посвященные цифровизации НКО, по большей части изучают ее не как комплексный процесс, а фокусируются на отдельных ее элементах.
Значительно чаще исследователи рассматривают отдельные аспекты и практики цифровизации НКО:
2
особенности и эффекты применения различных технологий для НКО (например в области коммуникации с сообществом и донорами, в сфере маркетинга, фандрайзинга, отчетности, адвокации, IT-безопасности и проч.)
3
навыки применения цифровых технологий (Charity Digital Skills Report, Development is going digital, Schatteman & Li-Yin 2020)
4
уровень цифровой зрелости НКО (Accenture Digital Reality Check for Nordic NGOs, Digital Maturity Matrix)
5
влияние глобальных процессов цифровой трансформации, распространения цифровых технологий, киберпространства и Интернета на деятельность НКО
Несмотря на то, что уникальное и общепринятое определение цифровизации НКО отсутствует, исходя из проблематики, обозначенной в литературе, можно сказать, что под ним в основном понимается применение цифровых технологий для повышения эффективности работы НКО и достижения ее социальной миссии.

Как российские НКО понимают цифровизацию?

Понятие цифровизации знакомо респондентам в первую очередь за счет известных всем процессов в бизнес-среде и сфере государственного управления. В контексте некоммерческого сектора о цифровизации что-то слышали практически все опрошенные НКО,
Конечно, сталкивались с понятием цифровизации, и это становится в современных условиях очень важным направлением работы не только сектора некоммерческого, но и, думаю, всех структур, в том числе в органах власти.
Респондент 21, НКО, социальные услуги
за исключением небольших организаций локального уровня.
Приходилось сталкиваться только в общем. Общее понятие, и не НКО, наверное, а вообще цифровизация любой сферы деятельности. Конкретно с цифровизацией НКО  нет [не сталкивался]. То есть в этом плане я бы не выделяла НКО среди других предприятий. Чем отличается НКО от любой другой коммерческой организации?
Респондент 15, НКО, социальные услуги
Сказать, что в среде НКО имеется единое и четкое понимание того, что такое цифровизация, нельзя. Цифровизация является зонтичным понятием, включающим различные трактовки. Результаты интервью позволяют выделить пять основных аспектов в подходе к определению цифровизации НКО.
1. Цифровизация как использование цифровых технологий для автоматизации, замены ручного труда и упрощения рабочих процессов
Понимание цифровизации через перечисление конкретных технологий или задач, которые они решают, оказалось наиболее распространенным среди опрошенных НКО. Вероятно, это объясняется простотой описания сложного процесса через демонстрацию конкретных примеров.
Цифровизация включает сайт, привлечение ресурсов в интернете, автоматизацию некоторой отчетности и хранение данных. Кроме того, это база данных для работы с благополучателями — это CRM или DRM, онлайн сервисы, которыми сейчас все уже пользуются: бухгалтерские, банковские. Это еще хранилища данных.
Респондент 17, НКО+, фандрайзинговые фонды
И прежде всего для нас, скажем так, в цифровизации — это упрощение деятельности сотрудников, перевод всех бумажных технологий в цифровой вид и упрощение деятельности.
Респондент 29, НКО+, волонтерство
Интересно, что CRM-системы взаимодействия с целевыми группами часто приводят в пример как образцовый элемент цифровизации. Для ряда опрошенных наличие CRM в НКО свидетельствует о высоком уровне цифровизации и воспринимается как «волшебная таблетка», которая поможет наладить работу и автоматически увеличит объем привлекаемых пожертвований.
Есть ощущение, что это как запрос на «волшебную таблетку». Они услышали, что есть CRM, они прослушали несколько вебинаров, к сожалению, до конца не поняли, что это: "У нас некому этим заниматься, но мы слышали, что она нам принесет много денег".
Респондент 26, эксперт, инфраструктурные организации
2. Цифровизация для коммуникации
Чуть реже в собственных определениях цифровизации опрошенные НКО отмечали важность цифровых технологий для выстраивания взаимоотношений со стейкхолдерами и повышения уровня представленности в Интернете. В данном случае так же, как и в примерах выше, говорится об эффекте применения цифровых решений, но не о внутренних (автоматизация, упрощение, ускорение), а внешних. Здесь цифровизация воспринимается как цифровые технологии для работы с внешней средой с целью формирования лояльности среди доноров и благополучателей, повышения узнаваемости организации и формирования ее позитивного имиджа.
Первый [элемент цифровизации] — это цифровой маркетинг, то есть присутствие в цифровых каналах по типу Facebook, также присутствие в модных приложениях по типу TikTok и Instagram, также наличие сайта. Короче, первый аспект — это наличие канала подачи информации.
Респондент 2, эксперт, инфраструктурные организации
Цифровизация включает два контура: внутренний и внешний… И внешний контур — это те системы, которые позволяют коммуницировать, прежде всего с донорами, с широкой аудиторией. То есть это могут быть всякие мобильные приложения, лэндинги, какие-то формы разные и так далее.
Респондент 9, НКО+, социальные услуги
3. Необходимый элемент цифровизации — работа с данными
Понимание, что процесс цифровизации влечет за собой накопление данных и требует их дальнейшей аналитики, встречалось лишь среди опрошенных НКО, относящихся к категории «продвинутых». Такие организации сами наладили систему анализа данных, собираемых в процессе применения различных цифровых решений. Для них эта работа — неотъемлемый элемент цифровизации.
Я под цифровизацией подразумеваю все-таки некое такое хранение данных и обработку их. Аналитика, реклама тоже проводится, соответственно, в интернете. Даже если что-то проходит в офлайне (без этого все-таки пока никуда), все равно каким-то образом это потом превращается в цифру, в аналитику, и с этим проводится определенная работа, чтобы в дальнейшем делать все эффективнее, быстрее и лучше.
Респондент 7, НКО+, фандрайзинговые фонды
Цифровизация НКО в моем личном понимании — это, в первую очередь, обработка полученной информации от доноров, от которых мы финансы получаем.
Респондент 32, НКО +, экология
4. Цифровизация как признак конкурентоспособности
Помимо указанных выше определений, которые респонденты давали на прямой вопрос о собственном понимании цифровизации, в ходе интервью не раз звучало мнение о том, что цифровизация является косвенным признаком развитости и конкурентоспособности НКО или, иначе, выступает в качестве обязательного этапа ее эволюционного развития. 78% опрошенных согласны с утверждением о том, что «НКО, пренебрегающие развитием цифровых решений в своей работе, становятся менее конкурентоспособными».
При этом выраженного консенсуса по мнению о том, всем ли НКО нужно быть конкурентоспособными и всем ли НКО нужна цифровизация, не наблюдается. Мнения разделились. Половина (55%) опрошенных не согласна с утверждением, что «есть НКО, которым цифровые технологии не нужны», в то время как оставшаяся половина выразила с этим утверждением согласие или затруднилась ответить. Как отмечалось в интервью, сложные комплексные цифровые решения нужны не всем НКО, а только тем, чей масштаб работы этого требует: «Большая часть НКО – это мелкие организации, у которых нет солидного объема работы, поэтому им никакая автоматизация не нужна» (Респондент 2, эксперт, фандрайзинговые фонды).
При этом выраженного консенсуса по мнению о том, всем ли НКО нужно быть конкурентоспособными и всем ли НКО нужна цифровизация, не наблюдается. Мнения разделились. Половина (55%) опрошенных не согласна с утверждением, что «есть НКО, которым цифровые технологии не нужны», в то время как оставшаяся половина выразила с этим утверждением согласие или затруднилась ответить. Как отмечалось в интервью, сложные комплексные цифровые решения нужны не всем НКО, а только тем, чей масштаб работы этого требует: «Большая часть НКО — это мелкие организации, у которых нет солидного объема работы, поэтому им никакая автоматизация не нужна» (Респондент 2, эксперт, фандрайзинговые фонды).
То есть это такой процесс эволюционный. Но он не исключает и определенной моды на цифровые вещи… Стало, не знаю, модно иметь, кроме странички в одной соцсети, странички в двух соцсетях. Или там модно использовать даже CRM – это, по большому счету, такой модный инструмент… При этом появляются все равно некие лакуны, которые не попадают ни под то, ни под другое. Потому что эволюция – это процесс медленный, невозможно все развивать одновременно.
Респондент 13, эксперт, грантодающие фонды
5. «Справимся сами, но без вас никак»
Результаты исследования показывают неоднозначность мнений НКО о собственной роли в процессе цифровизации. С одной стороны, в представлении большинства опрошенных цифровизация их организации — это их собственная зона ответственности — 74% опрошенных согласились с утверждением о том, что «цифровизация в нашей организации зависит от наших усилий, а не от внешних факторов». Это подтверждают и результаты проведенных интервью, готовые говорят о том, что в целом НКО воспринимают цифровизацию как рабочую задачу. НКО уверены, что при необходимости и желании они с ней справятся: «Когда появятся новые задачи, она [НКО] будет вынуждена искать новые решения и, конечно, найдет. В нашем мире Интернета и цифровизации найти что-то достаточно просто» (Респондент 22, НКО, социальные услуги).
Вместе с этим, НКО еще во многом разделяют патерналистские ожидания и надеются скорее на внешнюю помощь в цифровизации, чем на собственные силы. 64% согласны с утверждением что «цифровизация НКО доступна только при внешней поддержке, своими силами НКО не справятся». Это вполне понятно, поскольку НКО в силу особенностей своей деятельности не могут существовать без внешней поддержки – будь то со стороны частных доноров, бизнеса или государства. Вероятно, потому при наличии в анкете варианта ответа «нужна внешняя поддержка», НКО выбирают именно его, а не вариант «мы сами справимся, поддержка не нужна».
Вместе с этим, НКО еще во многом разделяют патерналистские ожидания и надеются скорее на внешнюю помощь в цифровизации, чем на собственные силы. 64% согласны с утверждением что «цифровизация НКО доступна только при внешней поддержке, своими силами НКО не справятся». Это вполне понятно, поскольку НКО в силу особенностей своей деятельности не могут существовать без внешней поддержки — будь то со стороны частных доноров, бизнеса или государства. Вероятно, потому при наличии в анкете варианта ответа «нужна внешняя поддержка», НКО выбирают этот вариант, а не вариант «мы сами справимся, поддержка не нужна».
Патерналистские ожидания существенно реже встречаются у НКО-лидеров цифровизации (42%), в то время как среди НКО с низким уровнем цифровизации их высказывает большинство (70%). Эти различия могут быть связаны с тем, что лидеры цифровизации уже проделали свой «путь к успеху» и понимают, что цифровизация НКО — это выполнимая своими силами задача. Безусловно, даже НКО-лидеры цифровизации говорят о желании получать гранты на, например, разработку IT-решений, но этот запрос не является определяющим.